Россия и Китай: перезагрузка отношений
Тезисы доклада на ЯЭФ «Культурные коды китайского бизнеса», или фундамент взаимовыгодного сотрудничества. Автор: Анатолий Михайлов.
Предисловие
В 2018 году мне довелось выступить на Ярославском экономическом форуме с докладом, в котором я сформулировал свои соображения по поводу того, почему Российско-Китайское экономическое сотрудничество так вяло развивается, а темпы увеличения товарооборота оставляют желать лучшего.
На форуме присутствовала представительная китайская делегация, которая сидела в первом ряду и внимательно слушала всё в синхронном переводе.
Мое выступление на стратегической сессии “Окно в Азию, Китай” было последним. До меня выступали видные докладчики, которые очень наглядно описывали огромные потенциальные возможности роста экономического сотрудничества двух стран и демонстрировали на графиках, сколь много переговорных процессов о подписании взаимовыгодных контрактов начинается регулярно и как мало в конечном итоге подписывается и осуществляется.
Все рассуждали по этому поводу очень активно, но в своих выводах о причинах такой низкой эффективности переговорного процесса явно что-то умалчивали и обходили какую-то неудобную тему стороной, стесняясь ее озвучивать. При этом все мило улыбались, видимо, понимая, что с этим ничего поделать нельзя и лучше об этом вовсе не говорить. Мне, как неопытному участнику, было забавно за этим наблюдать.
Когда подошла моя очередь, все уже изрядно устали, и было ясно, что надо говорить коротко и по сути. Моей целью было рассказать о принятом в 2016 году, на Международном конфуцианском форуме, новом списке Азиатских ценностей. Господин Тэн Вэньшэн, первое перо Китая и председатель Конфуцианской Ассоциации, объединил в конце форума и свел в единый доклад выступления всех делегаций ведущих стран АТР.
Мы сделали перевод этого эпохального документа, о котором в России мало кто знает, и сочли нужным поведать о нем представительной аудитории.
После рассказа об этом значимом событии с трибуны и прочтения самих, на первый взгляд, замысловатых для нашего восприятия формулировок, я передал распечатанные заранее переводы текста доклада об Азиатских ценностях членам президиума для ознакомления.
Странно, почему нет об этом событии с тех пор практически ни одной публикации и подробного анализа для перспективы развития отношений двух стран?
Тем более сейчас, когда по инициативе Министерства культуры начался процесс обсуждения ценностей России в общественной палате. Неужели никому не интересно “сверить часы” с нашими азиатскими соседями и Китаем в первую очередь, по инициативе которого по поручению Си Цзиньпина эти ценности были переосмыслены и заново сформулированы, на представительном форуме для всей Азии?
Видимо, это очень деликатная тема, и говорить о ней и тем более писать желающих мало. В нынешних условиях, когда стране грозит экономическая и политическая изоляция, очень важно проговорить эту тему начистоту, полностью раскрыть тему, что, возможно, позволит принять правильные решения или хотя бы лучше понять своего восточного соседа.
Китай, по всей видимости, от политической поддержки России не откажется, а вот расширение экономического и банковского взаимодействия остается под большим вопросом.
Почему так происходит?
Отвечая на этот вопрос, придется ссылаться на частные мнения людей, полученные в доверительных беседах, которые невозможно подтвердить никакими официальными китайскими источниками, и открыто об этом никто никогда не скажет, ритуальные отношения не позволят.
По сути в Китае считают, что большая часть денег, вращающихся в экономике России, “токсична,” и эти деньги могут заразить экономику Китая и ее представителей, чиновников, бизнесменов и банковскую систему. Эту информацию мы неоднократно перепроверили через разные доверительные источники и убедились в этом обстоятельно.
Глупо в этом обвинять кого-то в России, просто после распада СССР западные консультанты по экономической части очень быстро объяснили нашим представителям, что “деньги не пахнут”, и с тех пор так и повелось в экономике российской. И никто в этом не виноват, просто надо осознать эту ситуацию и принять решение, по каким правилам играть дальше.
Если собираемся делать ставку на Восток, то надо учитывать, что в Китае деньги «пахнут». Есть деньги «красные», заработанные с соблюдением понятий традиционных ценностей, конфуцианской морали, или “черные” — заработанные без соблюдения этих принципов. Причем формальное соблюдение законодательства в обоих случаях происходит неукоснительно.
Речь об этической надстройке, которая позволяет приобрести безупречную репутацию и уважение в обществе, статус “Благородного мужа” по конфуцианской терминологии.
Нужно понять, что Китай прикладывает титанические усилия, чтобы претворить в жизнь и экономику эти принципы, очень бережет свои достижения и не хочет подвергать свою систему риску заражения, а сотрудников — моральному разложению. Приходилось часто слышать в откровенных разговорах, что сотрудничество сдерживается системным непониманием со стороны российского бизнеса принципов и подходов китайцев к предпринимательской деятельности и ее этическом фундаменте.
Китай планомерно идет к созданию своей резервной валюты, видимо, цифровому Юаню, обеспеченному золотыми запасами. Когда только начинали тестировать цифровые деньги в стране, то особо подчеркивали, что первыми получат доступ к работе с ними компании из “белого списка” т.е. с безупречной репутацией.
Поэтому 24 сентября 2014 год лидер КПК лично посетил Международный конфуцианский форум, придав ему особую значимость, и дал напутствие обсудить единые ценности для Азии со всеми странами региона.
Поэтому в 2016 году на этот форум съехались представительные делегации многих стран со своими докладами, и после обстоятельного обсуждения был принят итоговый документ.
Совершенно очевидно, что со временем этот документ ляжет в основу ценностей новой экономической системы региона, которую Китай планомерно готовит. Этими ценностями вряд ли будут бравировать, но их придется учитывать всем, кто захочет быть своим в этом финансовом клубе. Это будут как бы неписаные, подразумеваемые понятия, которые будут учитываться понимающими правила игры участниками.
Попытке обратить на это внимание нашего делового сообщества был посвящен мой доклад в 2018 году на Ярославском инвестиционном форуме, на котором мне предложили выступить. Суть моего доклада сводилась к описанию “смысловой пирамиды”, к мировоззренческому фундаменту представителей китайского бизнеса, как верных детей своей многовековой традиции.
Краткая суть доклада
Необходимо было, помимо информирования о принятых в Азии ценностях, подчеркнуть, что они являются всего лишь вершиной “айсберга понятий”, который показался над водой для общего обозрения, как маяк в океане мировоззрения будущей финансовой системы, а под водой находится еще как минимум три мощных культурообразующих пласта исторически сформированного общества.
Первый, ближе к поверхности, — это коммунистическое наследие. Надо понимать, что моральный облик строителей коммунизма в Китае никто не отменял, и эти ориентиры остаются основополагающими не только для членов партии, но и для всего населения страны как вектор для личного развития строителей светлого будущего.
Помимо этого есть очень болезненный вопрос отношения в Китае к советскому периоду нашей истории, который в нашей стране во многом дискредитирован. До сих пор в Китае очень часто можно встретить портреты Ленина и Сталина рядом с Марксом и Энгельсом. СССР был старшим братом для Китая, который ему многим обязан, но не может вернуть долг чести, потому что его наследником стала Россия, но ее видят теперь как младшую сестру, которая забыла своё славное прошлое и во многом отреклась от него. Увлеклась западными идеями и сама забыла, чему «старший брат» учил Китай. Принцип «деньги не пахнут» в Европе и Америке для Китая не является препятствием к сотрудничеству, но в отношении России Китай не теряет надежду, что Россия вспомнит, что ценили наши отцы и деды и вернётся к тем ценностям, которые позволят освободиться от вируса индивидуализма.
Если Россия вернётся к идее, ради которой совершалась революция в октябре 1917 года, а именно чтобы в стране не было бедных, то в глазах Китая получит верного экономического партнера, который поможет это совершить, как сделал это в своей стране, выведя 800 миллионов человек из состояния бедности, построив общество среднего достатка.
Возвращение к идее строительства светлого будущего для своих детей — это не что иное, как по-другому названное создание сообщества единой судьбы, которое Китай предлагает строить своим соседям и, в первую очередь, России, а принятый свод Азиатских ценностей можно считать манифестом этого сообщества, отражающим его мировоззрение и принципы построения.
Пока у власти в Китае представители клана «Партийцев», помнящих помощь СССР, нужно не упустить момент, понять их незримые сигналы и создать условия для инвестирования в экономику России, а пока это невозможно, как нельзя поить сладким чаем старого друга, больного сахарным диабетом…
Помимо коммунистического наследия, заимствованного у нас, Китай стоит на трёх Китах или на трёх драгоценностях культурной и духовной традиции. Это Даосизм, Конфуцианство и Буддизм. На экономику и мировоззрение бизнесменов и политиков больше всего оказывает влияние наследие Конфуция. Его учение полностью реабилитировано КПК и возведено на пьедестал почета, а его идеалы для делового сообщества являются путеводными маяками и определяют кодекс чести китайского бизнеса.
Полезно будет напомнить, что в учении Конфуция образцом для подражания являлся «Благородный Муж». Дня него на первом месте личных приоритетов были интересы Неба и Земли, предков и потомков. На втором месте интересы окружающих его людей, а на третьем месте свои собственные интересы. Ему важно находить свой интерес в развитии интересов общего блага и обрести тем самым добрую память потомков.
В противовес «Благородному мужу» был образ низменного человека, не достойного уважения, который в первую очередь думает только о себе, является эгоистом и поэтому не может занимать руководящие должности в госуправлении и бизнесе.
Чтобы начать бизнес, китайские бизнесмены должны сначала хорошо узнать своих партнеров, пройти круг трёхсот рукопожатий. Понять, что за люди стоят за бизнесом, что они из себя представляют, чем живут, что ценят. Только после установления доверительных отношений можно начинать бизнес и строить далеко идущие планы.
Этот тест проходят, к сожалению, не многие из российской бизнес-элиты. Это нам известно со слов представителей группы из 200 ведущих бизнесменов, приезжавших в Россию с лидером Китая на празднование юбилея Победы. Они с сожалением говорили, что не могут себе найти достойных партнеров и выражали надежду, что это со временем изменится.
К сожалению вирус индивидуализма пропитал наше общество, но не настолько глубоко, как на Западе, и Китай надеется на осознание и прозрение нашего общества.
В самом нижним слое пирамиды смыслов китайского предпринимателя лежат народные верования Китая, которые по сути является сохранившимся с древних времён культом предков, дошедшим до наших дней.
Самые часто встречающиеся храмы в Китае во время путешествий — это родовые храмы разных семей и кланов.
У небогатых семей дома стоят домашние алтари, на которых есть таблички с именами 4 поколений предков, перед которыми живые члены рода отчитываются в своих действиях и поступках, общаются с ними в молитвах и посылают им бумажные деньги, сжигая их по праздникам.
Перед предками человек отчитывается после смерти за прожитую жизнь. Чтобы успешно отчитаться, нужно сохранить и преумножить то, что досталось от предков, тогда получаешь возможность жить в родовой обители за гробом и не «бомжевать» на том свете в холоде, голоде и безвременьи в ожидании следующего перерождения.
Помимо этого посмертное благополучие достигается, если 4 поколения потомков будут помнить имя умершего и вспоминать его добрым словом. Так происходит общение и энергообмен живых и мертвых в Китае, обеспечивающий благополучие рода.
Китайцев во все времена учили брать пример с пчёл и муравьев. Поэтому они служат семье, роду, народу, стране и миру в целом как единой системе, а она заботится о них, создавая глобальную пирамиду смыслов и благополучия.
Эпилог
Закончил я своё выступление словами: «Чтобы иметь бизнес с Китаем, нужно иметь лицо!»
Это вызвало овации китайской делегации, и после выступления мы с ними хорошо пообщались и с некоторыми подружились основательно.
Я предложил перед завершением выступления задуматься основательно о значении принятых Азиатских ценностей в Пекине в 2016 году для будущего наших экономических отношений и сообщил, что с докладом можно ознакомиться на нашем сайте.
Хочется верить в то, что трагические обстоятельства последних дней приведут наше общество к переосмыслению своей жизни, прошлого опыта, своих ценностей и того, что нас объединяет. Если поймём сами и сплотимся вокруг идеи строительства светлого будущего для своих детей и искоренения хронической бедности в стране, то нам с Китаем по пути в сообщество единой судьбы, и они встанут с нами плечом к плечу в этом устремлении, а не спина к спине как во время драки сегодня.
Нам нужно найти в себе силы думать о том, как выстраивать жизнь после известных событий, чтобы жертвы были не напрасны, и кризис послужил исцелению страны и мира в целом, а Россия смогла в очередной раз выполнить свою миссию и спасти мир от засилья несправедливости и цинизма.
Источник: SREDOTOCHIE.RU