Азиатские ценности. Доклад 2016 года — Пекин

Оригинальный текст на китайском и английском языках в формате .PDF

Выступление на церемонии закрытия «Международного конфуцианского форума – Обмены и взаимное обогащение знаниями между азиатскими цивилизациями: Пекинский международный симпозиум»
Тэн Вэньшэн, Президент Международной конфуцианской ассоциации

11 июля 2016 г.

Глубокоуважаемые эксперты и ученые, дамы и господа,
Международный симпозиум, посвященный обменам и взаимному обогащению знаниями между азиатскими цивилизациями, подходит к концу. За последние несколько дней мы высказались и обменялись мнениями. В процессе обмена мнениями и научных дискуссий по некоторым основным вопросам, касающимся азиатских цивилизаций, мы достигли значительных результатов и большого успеха.

Я внимательно прочитал доклады и слушал ваши выступления на конференции и на круглых столах и нашел в них для себя много полезного. Теперь хотел бы поделиться своим собственным пониманием двух вопросов: исторический вклад азиатских цивилизаций и азиатские ценности и восточная мудрости, накопленные в процессе взаимодействия между азиатскими цивилизациями. Если я в чем-то ошибаюсь, буду весьма благодарен за ваши замечания.

Исторический вклад азиатских цивилизаций

Как известно, инициатива «Один пояс – один путь», выдвинутая Председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином, привлекла широкое внимание в мировом масштабе и была  поддержана правительствами и народами стран Азии, Африки и Европы, расположенных на всем протяжении «пояса и пути».

Председатель Си Цзиньпин также призвал к  взаимодействию между азиатскими цивилизации по различным вопросам и призвал к активизации исследования и применения азиатских ценностей и восточной мудрости. Цель таких стратегических предложений и обращений – способствовать построению «пояса и пути» для оказания содействия совместному развитию и процветанию расположенных вдоль него стран и осуществления конструктивных усилий по организации справедливого и разумного мирового порядка на основе многополярности,  формируя общность интересов и общую судьбу.

Азия – большой континент, на его долю приходится 29,4% территории мира и 60% мирового населения. Численность ее населения сегодня превышает 4 миллиарда человек. На протяжении веков все районы Азии, Восточной Азии, Юго-Восточной Азии, Западной Азии и Центральной Азии переживали различные изменения и периоды истории, приводившие к развитию цивилизации. Имея собственные особенности и преимущества, все они вносили свой вклад в формирование и развитие азиатских цивилизаций и играли свою особую роль в формировании и развитии цивилизаций всего мира.

Первые поселения людей существовали в Азии. В древние времена в каждом регионе Азии было много аллювиальных равнин вдоль крупных рек, где впервые возникло и развивалось древнее земледелие и там люди строили дома, образовывали племена, государства и страны на основе аграрной экономики. Благодаря стабильной сельскохозяйственной экономике и сельскохозяйственной жизни, благоприятной для формирования и развития цивилизации, Азия стала важным местом рождения человеческих цивилизаций и первая дала начало нескольким древним цивилизациям, включая месопотамскую цивилизацию в Западной Азии, китайскую цивилизацию в Восточной Азии и индийскую цивилизацию на юго-востоке. И эти цивилизации оказали значительное влияние на формирование греческой и римской цивилизаций в древней Европе. Американский историк Will Durant отмечал, что «древнегреческой цивилизацией восхищался весь мир, однако на самом деле по большей части она проистекает из городов Ближнего Востока» и «настоящим создателем западной цивилизации был Ближний Восток». Бывший премьер-министр Греции Георгиос Папандреу тоже говорил, что «Древняя Греция многому научилась у Индии, Персии, Египта и других древних цивилизаций. Она, как губка, постоянно впитывала новые знания и передовой опыт».

Более того, в течение почти 2000 лет, с последних лет до нашей эры и до середины 19-го века, на совокупные экономические показатели Азии, в особенности Китая и Индии, всегда приходилась основная часть мировых экономических показателей и они выступали как наиболее существенная сила в продвижении мирового развития в экономике, науке и технике. По данным статистики, к 1750 году на долю Китая приходилось 32% совокупного объема мировой экономики и 24% — на долю Индии, тогда как Британия, Франция, Пруссия, Россия и Италия в совокупности составляли 17%. Британский ученый Martin Jacques в своей книге «Когда Китай правит миром» (When China Rules the World) писал, что «степень развития рыночных отношений, развитие сельского хозяйства, степень урбанизации, уровень жизни и объем экономики Европы не превышали показатели Китая до 1800 г.»  В «Таймс – история мировой истории» (The Times – History of World History) также говорилось о том, что в течение всего раннего нового времени «объем экономики на Востоке был значительно больше, чем на Западе», «центром мировой промышленности была Азия, а не Европа», «с 1500 г. до 1750 г. Азия производила около 80% мировой продукции, иными словами, две трети мирового населения производили четыре пятых мировой продукции» и «поэтому в течение почти трех веков после 1500 г. азиатская экономика имела наиболее высокий уровень производительности». Развитие экономики, культуры, науки и техники Азии, особенно в Китае, Индии и арабских исламских государствах, в течение длительного времени занимало ведущие позиции, обеспечивало необходимые условия и даже оказывало основное влияние в области идеологии, культуры, экономики и техники на возникновение эпохи Возрождения и подъем капитализма, а также промышленной революции в Европе. В то время Европа все еще находилась во мраке Средневековья, тогда как Аббасиды в арабском регионе осуществляли знаменитое «переводческое движение» в течение 100 лет с 830 г. по 930 г. Они распространили исторические классические произведения древней Греции и древнего Рима, сохранившиеся в арабском регионе. Именно под влиянием дальнейших действий арабов система счисления Индии и древняя цивилизация Китая пришли в Европу, осветив путь Возрождению в Европе. Этот вклад арабского региона заслужил признание западных ученых и проницательных личностей. Американский историк Hitti считал, что «арабские ученые послужили проводником для восстановления, дополнения и передачи древней науки и философии таким образом, что стало возможным Возрождение в Западной Европе». Британские ученые Thomas Arnold, Alfred Guillaume и Wells все отмечали, что «блеск Ислама, как Луна, осветил мрак Европы в Средние века, и именно исламская цивилизация провозгласила и вела за собой Ренессанс». И «без исламской цивилизации европейское общество отстало бы еще, по крайней мере, на 200 лет». Бывший президент Америки Никсон тоже говорил, что «пока Европа пребывала в мракобесии Средних веков, исламская цивилизация переживала свой золотой век» и «если великие деятели Возрождения смотрели дальше вперед, когда осваивали рубежи знаний, они делали это стоя на плечах мусульманских гигантов». О великом вкладе китайской цивилизации в формирование современной европейской цивилизации одобрительно высказывались западные ученые и проницательные деятели. Одно время происходила так называемая «китайская культурная лихорадка» в течение почти 100 лет – с конца 17-го до конца 18-го века. Французский ученый Morris Robin сказал, что «в эпоху Возрождения в Европе повсюду присутствовал Китай». Американский ученый L.S.Stavrianos говорил, что «в 17-м и в начале 18-го века Китай оказывал больше влияния на Европу, чем Европа на Китай. Люди на Западе были абсолютно очарованы историей, искусством, философией и политикой Китая». Маркс однажды сравнил распространение и применение четырех великих изобретений Китая – изготовление бумаги, книгопечатание, порох и компас – с «предзнаменованием» появления буржуазного общества. Британский ученый John Hobson в своей книге «Восточные истоки западной цивилизации» писал, что «Британия сознательно получила и впитала технологии из Китая – либо реальную технику или конкретный технический опыт». «Без ранних изобретений Китая не было бы усовершенствований, сделанных Британией. А без вклада Китая Британия до сих пор была бы отсталой страной, дрейфующей на континентальной обочине такой же отсталой Европы». Таким образом, о чем это всё говорит? О том, что утверждение о вкладе азиатских цивилизаций в возникновение и развитие современной европейской цивилизации вполне обоснован. Это величие, которым люди Азии должны дорожить и гордиться.

После эпохи Возрождения и Реформации и успеха буржуазной революции и промышленной революции в европейских странах успешно установилась и быстро развивалась капиталистическая цивилизация. Именно в этот момент индустриальная цивилизация Европы, основанная на обобществленном массовом производстве, сменила прежнюю сельскохозяйственную цивилизацию, основанную на мелком производстве. Это был также момент, когда целые человеческие цивилизации начали вступление в новый этап стремительного развития и когда европейская и западная цивилизации начали превосходить азиатские и восточные цивилизации и занимать лидирующие позиции среди мировых цивилизаций. Маркс и Энгельс высоко оценили исторический вклад капиталистической цивилизации, сначала установившейся в Европе и на Западе, в мировое развитие и прогресс. Они отмечали, что «в течение менее 100 лет после завоевания положения правящего класса буржуазия создала производительность труда, которая превзошла всю производительность, достигнутую в предыдущие эпохи». Однако природа капитализма определяла его стремление к неограниченному приросту стоимости капитала и расширению товарного рынка, рынка инвестиций и источников ресурсов. Поэтому неизбежно его распространение по всему миру. В течение более 300 лет – с конца 16-го до середины 20-го века – Азия переживала колониальное ограбление со стороны западных держав. По данным статистики, из 48 независимых национальных государств в сегодняшней Азии более 40 испытали агрессию с применением силы со стороны западных держав и в течение этих 300 лет были их колониями или полуколониями. Это был период унижений и страданий, которые азиатские страны испытали в новое время. Но они не желали терпеть такое насилие. Они выступили с патриотической идеей единства, упорно боролись с колонизаторами и одержали победу, а после Второй мировой войны добились государственной независимости и национального освобождения. Эти национально-освободительные движения вместе с Пятью принципами мирного сосуществования, предложенными странами Азии и Африки на Азиатско-африканской конференции в 1955 г., внесли огромный исторический вклад в завоевание долгосрочной мирной международной обстановки для развития разных стран во всем мире, в особенности в «третьем» мире.

Теперь мир вступил в этап развития экономической глобализации, в которой доминирующее положение занимают западные развитые страны. Это, с одной стороны, содействует беспрецедентному развитию мировой экономики, науки и техники. Мировая экономика и техника продвигаются вперед с каждым днем, и материальная цивилизация, и духовная цивилизация человечества достигают грандиозного прогресса, в особенности в отношении материального изобилия, которое не могли себе даже представить люди в древние времена. А с другой стороны, экономическая цивилизация принесла с собой различные проблемы и изъяны. В модели мирового развития огромная несоразмерность в уровне развития между развивающимися и развитыми странами до сих пор не претерпела кардинальных изменений и даже углубляется. Не установлен справедливый и разумный мировой политический и экономический порядок,  не произошло демократизации международных отношений, по-прежнему существуют гегемонизм, политика силы и неоинтервенционизм. На Западе время от времени происходят экономические кризисы, нестабильность все еще царит во многих регионах мира, сращиваются между собой такие угрозы безопасности, как гонка вооружений, терроризм и сетевой хаос, при этом многие развивающиеся страны все еще сталкиваются с кризисом независимости, суверенитета и развития. Поэтому общим стремлением разных стран во всем мире и в особенности развивающихся стран стали мир, развитие, сотрудничество и взаимовыгода, такова и историческая тенденция современности. Инициатива Китая «пояс и путь» привлекла широкое внимание и широкую поддержку в мире от стран, расположенных вдоль «пояса и пути», а также от других регионов. Это явно свидетельствует о том, что эта стратегия правильно отражает общую потребность всего мира. Многие проницательные люди отмечали, что «осуществление китайской инициативы «пояс и путь» обеспечит новую модель и новый опыт для установления нового справедливого и разумного мирового порядка, формирования новой мировой экономической и культурной обстановки совместного развития и обоюдного процветания, а также для создания беспроигрышного сообщества с общей судьбой для людей. William Jones, американский эксперт по международным вопросам и глава вашингтонского бюро Executive Intelligence Review, недавно сказал, что инициатива Китая «Пояс и путь» имеет огромное значение и «дает надежду миру». Китай сегодня предпринимает то, чего никогда прежде не делала ни одна страна: мы развиваемся не за счет страдания других, а помогая им построением инфраструктуры и содействуя обоюдному процветанию. То, что Китай осуществляет сегодня, – это существенная основа для нового экономического порядка и это дает человечеству большие надежды.

Укрепляя диалог между азиатскими цивилизациями и углубляя исследования в области азиатских ценностей и восточной мудрости, мы стремимся к их лучшему применению в построении «пояса и пути» и к совершенствованию глобального управления в целях увеличения вклада в совместное развитие, обоюдное процветание и улучшение положения различных стран и регионов во всем мире.

(II) Углубление исследования азиатских ценностей и восточной мудрости

Аккумулировав тысячи лет социальной практики, народы азиатских стран и регионов создали и накопили многочисленные идеи непреходящей ценности и мудрости относительно понимания и управления отношениями между человеком и природой, человеком и обществом, субъектами и объектами, знаниями и практикой, производством и источниками средств к существованию, материей и духом, личным и общественным, независимостью и помощью, разными нациями, разными странами, реальной действительностью и будущим. Азиатские страны и регионы могут выражать эти величайшие ценности и полные мудрости идеи на разных языках и с помощью различных способов выражения и, тем не менее, то, что они выражают, как правило, содержит общие – одни и те же, эквивалентные или аналогичные – основополагающие моменты. Поэтому эти идеи называют азиатскими ценностями и восточной мудростью, присущими людям из стран и регионов Азии. Эти ценности и мудрость наделены характерными азиатскими и восточными особенностями и оттенками, представляя миру свою мощную жизнеспособность и массовую привлекательность. Это и идеологическое сокровище для всех людей Азии, и великолепный экзотический цветок среди всех ценностей и мудрости в грандиозном саду мировых цивилизаций, способных к достижению взаимопонимания и дополнению ценностей и мудрости европейской цивилизации, западной цивилизации и цивилизаций в других регионах мира.

На этом форуме многие эксперты и ученые провели содержательные дискуссии и высказали важные идеи о том, что собой представляют азиатские ценности и восточная мудрость, которые я воспринял с большим воодушевлением. На основе этих дискуссий, идей и моих личных представлений я хотел бы осветить несколько существенных пунктов, касающихся дополнительных оттенков азиатских ценностей и восточной мудрости, так что давайте продолжим обсуждение.

Первый пункт – это гармония в многообразии и единство гармонии и интеграции.

Эта мудрость говорит о том, как разобраться и как поступать с различиями и сходствами между всеми вещами, равно как и с отношениями между человеком и природой и человеком и обществом. Его главная идея – это человек и природа и человек и общество, живущие в гармонии. В истории Китая идея гармонии в многообразии и единство гармонии и интеграции родилась в древние времена и укоренилась в сердцах людей. Она проявлялась в таких теориях, как «гармония взращивает новое, а схожесть не выживает», «взаимодополняющие противоположности», «единство человека и природы, единство знания и действия», «умеренность и нейтрализация, не допуская крайностей», «переговоры и диалоги, поиски общих позиций при сохранении различий». Мыслители в истории Корейского полуострова и Японии выступили с теорией «компромисса и состязания» о том, что не является «ни аналогичным, ни различным», и «теорией родства человека и природы», которая развивала идею «поиска общих позиций при сохранении различий» и «единства человека и природы». Когда речь идет о Южной Азии и Юго-Восточной Азии, можно отметить, что в Индии «Ригведа» говорила о «двух птицах, живущих на одной ветке», а Упанишады – о «рахматмайкьям», Вайсесика предполагал, что «гармония и интеграция – это форма отношений», поэт Тагор сказал: «гармония между человеком и природой – великое явление», Сукарно предложил пять принципов «Панкасила» в качестве философской основы для интеграции разнообразных культур, а АСЕАН выдвинула «переговоры, гармонию и сотрудничество» в качестве своих основных ценностей для формирования «гармоничной сущности разных стран». В этих примерах в полной мере воплощены идеи «плюралистического целого», «единства гармонии и интеграции» и «единства человека и природы». Между тем, арабский философ Ансари ввел теорию о том, что «самое лучшее для всего – умеренность», с целью развития идеи недопущения крайностей и выбора «среднего пути» и «нейтрализации», и она стала базовым представлением, которого арабские народы придерживаются в жизни и в работе.

Второй пункт – искать истину в фактах и идти в ногу со временем.

Эта мудрость касается того, как разобраться и как поступать в вопросах соотношения между субъектами и объектами, знанием и деланием; согласно ей субъекты и объекты, а также знание и делание должны сохранять согласованность и единство. В истории Китая идея поиска истины в фактах и движения вперед в ногу со временем также родилась в древние времена и глубоко укоренилась в сердцах людей. Китайские ученые прошлых поколений выдвинули такие теории, как «только с помощью практики можно добиться успеха, только поверяя теорию практикой можно познать истину», «сохранять трезвость ума и прагматизм и воздерживаться от пустых разговоров», «переходить от слов к делу, самим осуществлять на практике то, что проповедуете», «меняться в соответствии с требованиями времени, шагать в ногу со временем» и «продвигать новое через старое, отказываться от старого и устанавливать новое». Все это отражения идеи – искать истину в фактах и идти в ногу со временем. Корейский великий знаток реального обучения Йон Та Сан также ясно указывал, что «сущность – это реальные дела вместо мертвых букв». Арабская пословица о теории Сампаджанна означает, что мы должны искать истинное знание, разделяя те же представления, что и идея поиска истины в фактах. Индийский философ Радхакришнан — «мастер сопоставления восточной и западной философии» — говорил, что «перемены —  это природа бытия», а бывший премьер-министр Индии Неру утверждал, что «вся современная философия должна дать ответ на вопросы сегодняшнего дня». Их взгляды разделяют идею необходимости шагать в ногу со временем, подчеркивая, что человеческое знание должно согласовываться с изменениями, происходящими со временем, и развиваться вместе с развитием практики.

Третий пункт – трудолюбие и бережливость, независимость и самостоятельность.  

Эта мудрость говорит о том, как разобраться и как поступать в вопросах соотношения между производством и источниками средств к существованию, накопления и потребления, а также независимости и помощи. Китайские предки давным-давно познали ту истину, что существование человека зависит от упорного труда. Существовало много литературных сборников, которые призывали людей и чиновников к трудолюбию и бережливости при управлении домохозяйством и страной, стоять на собственных ногах и непрестанно стремиться к жизни. Это выражалось в таких фразах, как «жизнедеятельность человека зависит от усердного труда, а упорный труд всегда принесет еду и одежду», «люди рождены для упорного труда, и это единственный путь к достижениям», «успех приносят бережливость и упорный труд, тогда как неудачи исходят от роскоши», «успех достигается через усердие, а утрачивается из-за небрежности», «соблюдайте этику трудолюбия и бережливости, умеренность воспитывает благородный характер», «сократить расходы и запретить роскошь – это главное дело для нации», «как движение Небес всегда наполнено энергией, так и человек должен беспрестанно стремиться вперед», «трудные условия формируют сильного человека,  человека с незыблемыми высокими устремлениями». Между тем, эти идеи высоко ценились в других странах и регионах Азии на протяжении веков. Бывший президент Вьетнама Хо Ши Мин призывал людей в юности быть трудолюбивыми, бережливыми, терпеливыми и поддерживать дух самостоятельности и жертвенности. Индийская Махаяна предписывала «Вирья» в качестве своего главного постулата, учила людей упорно трудиться ради благополучия других; арабский ученый Ансари подчеркивал, что люди должны употреблять простую пищу и развивать привычки повседневной жизни, а также с детства культивировать дух усердия и бережливости, избегая дурной привычки искать легких путей и ненавидеть труд. В современной истории азиатские страны и азиатские народы стремились к государственной независимости и национальному освобождению,  а, одержав победу, боролись за строительство своей страны. Этот опыт наглядно свидетельствует, что трудолюбие и бережливость, а также независимость и самостоятельность – ценные духовные особенности, присущие народам Азии.

Четвертый пункт – ценить сообщество и посвятить себя служению общественному долгу.

Эта мудрость говорит о том, как разобраться и как поступать в вопросах взаимоотношений между личностью и семьей, личностью и обществом, личностью и страной. Личность и коллектив составляют взаимозависимое диалектическое единство. Как существо общественное человек проживает свою жизнь в составе социальной группы, и никто никогда не может быть отделен от коллектива, семьи, этнической группы или страны. Еще с древних  времен предки в странах и регионах Азии познали великую силу коллектива на опыте аграрного производства и поняли, что только совместными усилиями они могут преодолевать трудности и сложные проблемы, вызванные природными и социальными рисками. Поэтому с тех давних времен они укрепляли понятие необходимости ценить сообщество. В древних китайских книгах и документах содержится много таких выражений, как «согласованные усилия по укреплению нации», «люди, добивающиеся единой цели, сдвинут с места гору Тай», «собирайте мудрость народа и принимайте благоприятные предложения», «на первом месте должны быть люди, мир в равной степени принадлежит всем», «способ управления государством – прежде всего, обогащение народа», «богатым народом легко управлять; обездоленным народом управлять трудно», «чиновники должны стараться, чтобы народу было удобно, чтобы он был богат и радовался жизни». Средневековый арабский мыслитель Ибн Халдун отмечал, что люди могут жить и защитить себя только живя и действуя сообща». Казахская пословица гласит, что «история страны – это история живущего в ней народа». Индийские «Упанишады» убеждают людей «отказаться от всех эгоистических желаний и вырваться из кольца личных интересов». Все эти идеи призывают людей к созданию коллективистской концепции ценности общественного и посвящения себя общественному долгу. Некоторые страны Азии до сих пор поддерживают «ориентацию на людей» и «первоочередную задачу обогащения людей» в качестве основных принципов управления страной. Концепция ориентации на людей представляет собой лучший образец коллективизма в социальной политике. Как сказал британский ученый Martin Jacques, «в основе европейских ценностей лежит индивидуализм, тогда как в Азии и в особенности в Восточной Азии общественное самосознание важнее личного. Эта разница в ценностях определяет их абсолютно разные модели  общества». Одним словом, идеология ценности общественного и рассмотрения коллективизма как одного из основных элементов системы ценностей – выдающаяся особенность и явное преимущество азиатских цивилизаций.

Пятый пункт – в управлении применять и мораль, и закон подобно тому, как лечат и симптомы, и первопричину болезни.

Эта мудрость говорит о том, как разобраться и как поступать в вопросах соотношения между верховенством морали и верховенством закона, «лечением симптомов и первопричин» в подходах к управлению. Существует неразрывная связь между верховенством морали и верховенством закона, в которой мораль служит основой закона, а закон – гарантией нравственности. Верховенство закона аналогично лечению симптомов, а верховенство морали – лечению первопричин, при этом они дополняют друг друга. Это широко признанная идея в азиатских странах. Китай подчеркивает «верховенство как морали, так и закона, при котором мораль выполняет ведущую роль, а наказание – дополнительную» и «мораль составляет сущность административного управления, а наказание – принципы администрирования» в управлении государством и обществом. Сегодня в строительстве социализма Китай придерживается важного руководящего принципа совмещения верховенства закона с верховенством морали. В древней Западной Азии, согласно иудейской идеологии права, закон фактически служит «инструментом, используемым для реализации морали и этикета, дополненного наказанием». Древний вавилонский «Кодекс Хаммурапи» предписывал подробные положения закона, с одной стороны, и подчеркивал «установление милосердного управления по всей стране», с другой. Ясно, что они означают совмещение верховенства закона и верховенство морали.

Шестой пункт – жить в гармонии и мире с соседними странами.

Эта мудрость говорит о том, как разобраться и как поступать в межгосударственных отношениях. Тысячи  лет конфликты и войны разной силы происходили повсюду в странах и регионах Азии, но население Азии в межгосударственных отношениях неуклонно придерживается принципа «жить в мире и гармонии с соседними странами» и всегда желает мирного сосуществования с соседями и дорожит им. Кроме того, этот принцип определяет главное направление развития отношений между странами Азии. Еще в древнем Китае были  выдвинуты понятия «Се Хэ Вань Бан» и «Хэ Хэ Вань Го» и обе эти концепции указывают на «все нации, живущие бок о бок в абсолютной гармонии». Разумеется, и «Вань Бан», и «Вань Го» относились ко всем вассальным государствам на территории Китая того времени. С целью развития хороших отношений и сотрудничества с соседними странами все политические правители после династий Цинь и Хань следовали принципу «благожелательности и добрососедства», полагая, что «воинственная нация обречена на саморазрушение, даже если это великая нация», и подчеркивая особое значение морали и мира. Исторически в Китае издавна существовала так называемая «данническая система», то есть, «выплата дани сюзерену или императору» и «возвращение дани», которая служила механизмом обмена с другими странами в политике, экономике и культуре. Фактически, эта система в значительной мере представляла собой отношения «мирного сосуществования и обоюдной выгоды» между государствами. В далеком прошлом, когда принцем Японии Сётоку была принята Конституция семнадцати статей, в первую статью он включил слова: «самое ценное – гармония» [в русском переводе Конституции: «Цените согласие»]. Более того, ученые Корейского полуострова выдвинули концепцию «отношения друг к другу с уважением и справедливостью», ученые арабских стран выступали за «сотрудничество между городами и странами», премьер-министр Индии Джавахарлал Неру ввел понятие «один мир, одна семья», а узбекский поэт Навои утверждал, что «нет ничего лучше, чем жить в дружбе».  Все они воплощали идеологию мирной дипломатии. Безусловно, не случайно, что в 1950-х годах азиатские страны первыми выдвинули и осуществили Пять принципов мирного существования и приняли их в качестве критерия для отношений между странами во всем мире.

Седьмой пункт – быть искренним и проявлять взаимное уважение и доверие.

Эта мудрость говорит о том, как разобраться и как поступать в вопросах нравственного поведения в отношениях между людьми. С древних времен в Китае существовали ритуалы и музыкальная культура в качестве «системы ритуалов и музыки, полезных для будущих поколений, поскольку она способна управлять страной, поддерживать стабильность общества и направлять жизнь людей». Кроме того, в примитивном аграрном обществе Китая преобладали договоры между поселениями и правила семейной жизни. Общество в целом считало искренность, взаимное уважение и доверие базовыми моральными принципами для упорядочения поведения людей и укрепления единства и согласия между людьми. Во многих древних китайских поговорках воплощены моральные принципы, например, «уважать бога и народ и оставаться верным предкам», «быть честным и заслуживать доверия, действуя в духе взаимопонимания и взаимных уступок», «вместе делить радость и горе», «никогда не поступать с другими так, как ты не хотел бы, чтобы поступали с тобой», «обещания должны сдерживаться и действия должны быть решительными» и т.д. Помимо этого, честность, взаимное уважение и доверие широко отстаивали другие страны и регионы Азии. Эпос «Махабхарата», тысячи лет декламируемый индийским народом, учит людей уважать старших, учителей и других, быть собранным и честным. Исламские учения рассматривают честность как основополагающую норму и оценивают нравственность и веру в поведении мусульман по тому, соблюдают они это основное правило или нет. Народы Азии также глубоко убеждены, что искренность и взаимное уважение и доверие должны не только стать главным понятием во взаимоотношениях между людьми, но и базовым принципом контактов между нациями и странами.

Восьмой пункт – совмещать праведность с выгодой для достижения взаимности и обоюдного выигрыша.

Эта мудрость говорит о том, как разобраться и как поступать в вопросах соотношения между нравственностью и материальными интересами среди отдельных людей, обществ и стран с разными интересами. Это не только один из базовых принципов для азиатских стран и регионов в противостоянии взяточничеству, отстаивании справедливости и блага, налаживании сотрудничества и обоюдного выигрыша во взаимодействии между людьми, социальных связах и обменах между нациями, но и важный аспект привлекательности азиатских ценностей и восточной мудрости. И старое китайское изречение «богатство и почести, добытые безнравственным путем, для меня пусты, как плывущие в небе облака», и альтруизм, воспеваемый в индийском эпосе «Махабхарата», представляют убедительный портрет азиатских народов, совмещающих праведность с выгодой для достижения взаимности и обоюдного выигрыша.

Девятый пункт – быть открытыми, без предрассудков и учиться друг у друга.

Эта мудрость говорит о том, как разобраться и как поступать в вопросах взаимоотношений между различными культурами разных национальностей, стран и регионов. Это объективное понимание того, что все в этом мире многообразно и прекрасно. Любая культура, в какой бы стране или национальности она ни зародилась, находится в движении и открыта, и это объективный закон цивилизации, общения и развития. Мы учимся друг у друга и обмениваемся друг с другом, чтобы устранить свои недостатки, и это неизбежный путь достижения разными культурами улучшений и общего прогресса. Культуры разнообразны, но при этом они равны. Историей неоднократно доказано, что все гегемонистские культуры, сосредоточенные на своей «исключительности и неповторимости» или на том, что «все принадлежит мне», в конечном итоге проигрывают и сами роют себе могилу. Люди в разных странах и регионах Азии всегда выступают за взаимные обмены и диалог между разными национальностями, странами и регионами и поэтому азиатская культура способна к постоянному прогрессу. Как изложено в китайской классике, «велика терпимость открытого моря», «убеждайте дальние народы своей культурой и нравственностью и привлекайте их» и «подружитесь с культурой и развивайте доброжелательные отношения с друзьями». Основатель ислама Магомет призывал «предпринимать усилия для обретения знаний, хотя они находятся далеко в Китае», при этом в исламских учениях утверждается, что «арабы не лучше не арабов и наоборот». Все эти концепции призывают к открытости, всеохватности и взаимному обмену знаниями. Ярким примером служит знаменитое движение средневековых арабов Век перевода, свидетельствующее о выдающемся достижении во взаимном обмене знаниями, в том числе цивилизациями, среди разных наций и регионов.


Наконец, помимо перечисленных выше девяти пунктов, я хотел бы высказать и подчеркнуть некоторые из моих личных позиций. Во-первых, в силу ограниченности информации и данных, возможно, упущены некоторые своеобразные идеи, существующие в некоторых странах и регионах Азии, а цитируемые мной утверждения не являются наиболее характерными. Во-вторых, в качестве основных элементов азиатских ценностей и восточной мудрости перечисленные выше девять пунктов существуют не только в азиатской культуре, но и в культурах остального мира, то есть, Европы, Америки, Африки и Океании, просто они наиболее четко выражены в азиатских цивилизациях. В-третьих, приведенное выше краткое описание азиатских ценностей и восточной мудрости представляет лишь мое личное понимание и мою скромную попытку и просто предлагается для обсуждения. Надеюсь, что она послужит для вас некоторым стимулом для выступления с более ценными идеями в будущем.  

Глубокоуважаемые эксперты и ученые, дорогие друзья, семинар подходит к концу и вскоре мы вернемся к своим делам. Позвольте еще раз поздравить вас с полным успехом семинара и выразить нашу признательность всем присутствующим экспертам и ученым за их замечательные идеи. Я также благодарю друзей из числа наших спонсоров и соорганизаторов за приложенные ими огромные усилия, а также волонтеров, которые обеспечили нам теплый и заботливый прием! Желаю всем крепкого здоровья и успехов в работе! Большое спасибо!

Тэн Вэньшэн, Президент Международной конфуцианской ассоциации

Перевод текста доклада с английского Натальи Некрасовой. Перевод основных 9 ценностей с китайского Владимира Малявина и комментарии к ним читайте в этой статье.

Похожие записи